Приказом от 31.03.2021 №21/01-02-06 Санкт-Петербургскому государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Радиотехнический колледж» присвоен статус экспериментальной площадки.
Тема экспериментальной площадки: «Реализация концепции цифровой экосистемы колледжа»
Сроки с 31.03.2021 г. по 31.12.2022
Цель эксперимента: Создание и внедрение организационно-методической модели индивидуализации образовательного процесса СПО в условиях реструктуризации образования с учетом задач цифровой экономики.
Задачи эксперимента:
- Разработать, апробировать и внедрить в ПОО систему управления обучением по индивидуальным образовательным траекториям на основе диагностики индивидуальных особенностей обучающегося и его персональных образовательных запросов;
- Создать модель «цифрового помощника», обеспечивающего организационно-методическую и интеллектуальную поддержку деятельности студента и преподавателя в условиях индивидуализированного цифрового образовательного процесса СПО;
- Обеспечить формирование внешней экосистемы цифрового образования на базе подходов, моделей и средств, разработанных и апробированных в ходе экспериментальной работы, в том числе:
— формирование и расширение партнерской сети образовательных организаций, использующих наработки данной экспериментальной площадки;
— определение организационно-методических условий трансляции подходов, моделей и средств сообществу других организаций;
— формирование единой цифровой среды ПОО и предприятий-работодателей.
> План работы экспериментальной площадки
Первый этап: Аналитико-проектировочный.
Период: январь – сентябрь 2021 года.
В эксперименте участвует педагогический коллектив Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Радиотехнический колледж». Всего: 10 преподавателей (по основной должности), 1 педагог-психолог, 1 системный администратор.
В ходе первого этапа эксперимента была изучена нормативно-правовая документация, определяющая стратегическое направление в области цифровой трансформации образования:
- Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 1162 «Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы»;
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
- Стратегия развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2020 г. № 20-р;
- Стратегия социально-экономического развития Санкт‑Петербурга на период до 2035 принята Законодательным собранием Санкт‑Петербурга и утверждена Законом Санкт‑Петербурга от 19.12.2018 № 771-164.
Проведен анализ психологических диагностик, способствующих определению индивидуальных особенностей обучающихся. Представлено теоретическое обоснование психологических диагностик, которые войдут в исполнительский этап эксперимента:
- Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой может быть использована для скрининговой оценки уровня мотивации обучающихся.
- «Готовность к риску» (PSK) Шуберта. Тест позволяет оценить степень готовности к риску. Риск понимается как действие наудачу в надежде на счастливый исход или как возможная опасность, как действие, совершаемое в условиях неопределенности.
- Диагностика групповой мотивации (И.Д. Ладанов). Настоящий тест может применяться как для индивидуального пользования, так и для коллективной оценки факторов, относящихся к формированию общегрупповой мотивации.
- Диагностика самооценки мотивации одобрения (тест на искренность ответов, Д. Марлоу, Д. Краун). Данный тест позволяет оценить ваше желание получить одобрение окружающих в отношении своих слов и поступков. Высокая мотивация одобрения свидетельствует о высокой потребности в общении и наоборот.
- «Иерархия потребностей». Тест используется для оценки удовлетворенности по 5 шкалам: материальное положение, потребность в безопасности, в межличностных связях, в уважении со стороны, и в самореализации.
- Измерение потребности в достижении успеха у студентов. Академические успехи студента определяются не только уровнем способностей, развитием познавательных способностей и интересов, но и силой мотивации учения. Одним из мотивов обучения является побуждение к достижению успеха в учебной деятельности.
- «Лесенка побуждений» (А.И. Божович, И.К. Маркова). Результаты, полученные с помощью данной методики, свидетельствуют о соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника, которые определяются по тому, какие мотивы занимают первые четыре места в иерархии.
- Методика изучения мотивации успеха студента. На основе оценок испытуемого подсчитывается выраженность следующих параметров: успех как материальный уровень жизни, успех – удача, признание, власть, успех как результат собственной деятельности, как психическое состояние, как преодоление препятствий, призвание.
- Методика изучения мотивов учебной деятельности студентов, модифицированная А. А. Реаном, В. А. Якуниным. На основании полученных результатов определяется ранговые места мотивов учебной деятельности в определенной выборочной совокупности (школа, класс, группа и т.д.).
- АСТУР (для Абитуриентов и Старшеклассников Тест Умственного Развития) К.М. Гуревич, М.К. Акимова. Гуревич К.М. Тест умственного развития для абитуриентов и старшеклассников (АСТУР). Руководство по работе с тестом. М., 1995.
- Тест «Стандартные Прогрессивные матрицы Плюс Дж. Равена» (СПМ Плюс). Сорокова М.Г., Юркевич В.С. Стандартизация теста «СПМ Плюс Равена» на московской выборке//Дефектология. 2014. № 6. С. 28–37.
Представлено теоретическое обоснование условий (нормативно-правовых, организационно-методических, кадровых и информационных) для обеспечения формирования единой цифровой среды колледжа (цифровая экосистемы):
- Нормативно-правовые условия: в Санкт-Петербурге утвержден региональный проект «Цифровая образовательная среда (город федерального значения Санкт-Петербург)». Срок реализации проекта: 01.11.2018 — 30.12.2024. Проект направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды; обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования города.
- Организационно-методические условия: Приказом от 31.03.2021 №21/01-02-06 Санкт-Петербургскому государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Радиотехнический колледж» присвоен статус экспериментальной площадки. В колледже создана рабочая группа по реализации Федерального проекта (Приказ от 01 апреля 2021 г. № 71). Разработаны: план экспериментальной работы, план мероприятий по формированию единой цифровой среды колледжа, план мероприятий по обучению педагогов колледжа работе с цифровой платформой.
- Кадровые условия. Для обеспечения успешного формирования единой цифровой среды колледжа необходимо:
— определить потребность в дополнительном профессиональном образовании;
— составить план и программу дополнительного профессионального образования работников колледжа (корпоративное обучение). - Информационные условия. Для информационного сопровождения процесса формирования единой цифровой среды колледжа необходимо:
— проводить разъяснительную работу в педагогическом коллективе по вопросам целесообразности формирования цифровой экосистемы колледжа;
— обобщать и публиковать результаты экспериментальной работы;
— размещать информацию о работе эксперимента на странице «Инновационная и экспериментальная деятельность» официального сайта колледжа.
— участвовать во всероссийских и региональных семинарах, научно-практических конференциях в целях обмена опытом по реализации концепции цифровой экосистемы колледжа.
Второй этап: Проектировочный.
Период: октябрь 2021 г. – март 2022 г.
Создан кластер «РТК» на цифровой платформе «Softbot.ru». Кластер имеет логотип колледжа, а также полное и сокращенное наименование. https://web-platforma.ru/app/cluster/clusters. Определены модули, входящие в архитектуру кластера:
- Библиотека — ресурс для обмена цифровыми ресурсами внутри кластера и ЦЭ;
- База данных — компонент для ведения различных накопительных данных;
- Теги — удобный модуль для быстрого поиска и маркировки любых материалов и модулей;
- База знаний — FAQ, шаблоны документов, образцы, дерево материалов и др.
- Форум — обмен мнениями по поводу какого- либо вопроса;
- Календарь — расписание занятий, работы мастерской, чемпионаты.
Определены цифровые продукты педагогического коллектива, которые направлены на обеспечение учебных достижений обучающихся, их личностного и профессионального развития.
Педагогическим коллективом разработаны:
- видео-подкасты по общеобразовательным дисциплинам: https://youtu.be/e_33INw2Yi8 (История, обществознание);
- видео-подкасты по общеобразовательным дисциплинам (Литература);
- подготовлены к размещению на платформе видео-подкасты по дисциплинам радиотехнического и информационно-технического направлений. Всего 22 видео-ролика.
- методическая служба колледжа стала победителем всероссийского конкурса методических разработок с работой «HARDSKILLS и SOFTSKILLS: что важнее для академической карьеры выпускника колледжа». Данной мероприятие проводится в онлайн формате.
- В Президентской библиотеке в рамках проекта «Знание о России» состоялся видеолекторий «Природа в художественном мире Ф. М. Достоевского», посвящённый 200-летию со дня рождения писателя. С мультимедийным уроком выступил преподаватель Радиотехнического колледжа Д.А. Богач.
- Методическая служба колледжа приняла участие в круглом столе «Цифровая образовательная среда в колледже», проходившим в рамках стратегической сессии «Основные ориентиры развития профессионального образования».
В 2022 году запланированы:
- участие в вебинаре для сети ЭП «Цифровая дидактика профессионального образования», февраль, 2022 г.;
- участие в четвёртой всероссийской онлайн конференции «Цифровая дидактика профессионального образования» Москва, ФИРО РАНХиГС, март, 2022 г.;
- участие в вебинаре для сети ЭП «Вовлечение педагогов в сетевые процессы обмена опытом и повышения квалификации; стратегии поддержки сетевого поведения», июнь, 2022 г.;
- участие в вебинаре для сети ЭП «Организация смешанного обучения в образовательном процессе СПО: изменения на уровне ПОО и на уровне педагога», ноябрь, 2022 г.;
- участие в вебинаре для сети ЭП «Подведение итогов работы в 2022 г. и планирование задач на 2023 г»., декабрь, 2022 г.;
- оснащение цифровой платформы электронными образовательными ресурсами;
- формирование пула кадровых партнеров для организации цифрового взаимодействия.
Промежуточный отчет за 2021 год
Третий этап: Обобщающий.
Период: январь – декабрь 2022 года.
Задачи III этапа: обобщение работы по эксперименту, подготовка аналитической информации. В рамках обобщающего этапа работы были проведены следующие мероприятия:
- образовательный контент на платформе Moodle. Контент отражает актуальную тематику в сфере информационных технологий по компетенции «Сетевое и системное администрирование», преподаватель Дубровин В.А.;
- образовательный контент на платформе Moodle. Контент отражает актуальную тематику в сфере информационных технологий по компетенции «Веб-дизайн», преподаватель Кирик И.Б.;
- образовательный канал по дисциплинам профессионального цикла ИТ направления. Контент отражает актуальную тематику в сфере информационных технологий по компетенции «Кибербезопасность», преподаватель Веснинов Я.И.: https://www.youtube.com/@yanis-teacher/about;
- образовательный канал по общеобразовательной учебной дисциплине «История». Контент отражает актуальную историческую тематику, способствует самостоятельному обучению дисциплины, преподаватель Радова В.Н.;
- видео-подкасты по общеобразовательным дисциплинам: https://youtu.be/e_33INw2Yi8 (История, обществознание);
- видео-подкасты по общеобразовательным дисциплинам (Литература);
- подготовлены к размещению на платформе видео-подкасты по дисциплинам радиотехнического и информационно-технического направлений. Всего 22 видео-ролика;
- в Президентской библиотеке в рамках проекта «Знание о России» состоялся видеолекторий «Природа в художественном мире Ф. М. Достоевского», посвящённый 200-летию со дня рождения писателя. С мультимедийным уроком выступила преподаватель Радиотехнического колледжа Д.А. Богач;
- в рамках года педагога и наставника петербургский канал «Патриот» записал цикл бесед с кандидатом филологических наук, преподавателем Радиотехнического колледжа Д. А. Богачом о творчестве величайших русских писателей-классиков сквозь призму духовной жизни.
- преподавателями цикловой методической комиссией информационно-технического направления разработаны темы дипломных проектов, направленные на развитие колледжа.